Кабинет заявителя
Размер шрифта:
AAA
Гарнитура:
TT
Цветовая схема:
БГЧ
Изображения:
Вкл.Выкл.
Кернинг:
Стандартный
Средний
Большой
Интервал:
Одинарный
Полуторный
Двойной
Eng

WhatsApp обновил Условия использования и Политику приватности

17.03.2021

04.01.2021 WhatsApp внес изменения в свои Условия использования и Политику приватности, информация о введении в действие этих изменений будет опубликована дополнительно.

WhatsApp подчеркивает, что изменения касаются исключительно бизнес-чатов и использования платежных средств. В ответ на распространяемые сведения о передаче пользовательских данных в Facebook компания разъясняет: «принимая новые Условия предоставления услуг, вы не даёте WhatsApp дополнительные разрешения на предоставление пользовательских данных материнской компании Facebook».

Фактически, WhatsApp передавал и продолжает передавать компаниям Facebook все пользовательские данные, за исключением содержания сообщений, которое, как утверждается, защищено сквозным шифрованием, и недоступно для расшифровки.

Перечни данных, которые WhatsApp собирает, а также передает Facebook, согласно официальным публикациям компании, представлены в приложении № 2. При этом следует иметь ввиду, что технически WhatsApp имеет возможность собирать еще больше данных, нежели декларируется. Так, если разрешен доступ к камере и микрофону, приложение, теоретически, может вести запись без ведома пользователя в любой момент времени.

Оператор, путем «склейки» аккаунтов пользователя в WhatsApp с аккаунтами в Facebook и Instagram, может создать уникальный профиль пользователя с огромным количеством характеристик, что позволит, применяя технологии искусственного интеллекта, не только просчитывать поведение пользователя, но и программировать его определенным образом, воздействуя на чувствительные для пользователя «триггеры» специально подаваемой информацией.

Согласно Таксономии нарушений приватности, разработанной американским ученым Д. Соловым (вариант таблицы на русском языке, подготовленный С. Воронкевичем, прилагается, см. приложение № 3), в данном случае можно говорить о таких нарушениях приватности как агрегация или профилирование (собирание различных частей информации о личности – «склеивание» аккаунтов и совмещение их с метаданными), вторичное использование (использование данных для целей, не связанных с целями, для которых эти данные были изначально собраны, без согласия субъекта данных), идентификация (связывание данных с конкретным лицом), а также, потенциально, посягательство на автономию в принятии решений.

Поскольку данные компании подчиняются правопорядку США, следует отметить, что в США спецслужбы имеют бесконтрольный дискреционный доступ к содержанию коммуникаций, компании обязаны предоставлять соответствующий доступ и ключи шифрования даже без специальных оснований, установленных законом. Имея столь широкие полномочия и значительные материально-технические ресурсы, американские спецслужбы могут осуществлять (и осуществляют) тотальный государственный шпионаж не только за своими гражданами, но и за миллионами пользователей по всему миру.

Именно поэтому Европейский cуд в трех решениях по искам М. Шремса обрушил ‘Privacy Shield’ и признал США «неадекватной» юрисдикцией в сфере защиты персональных данных.

В связи с тем, что правопорядок ЕС устанавливает наиболее высокие стандарты защиты персональных данных, WhatsApp имеет 2 различных версии политики приватности, а также 2 различных пользовательских соглашения: для Европейской экономической зоны и для всех остальных территорий мира.

Услуги WhatsApp для «Европейского региона» предоставляет компания WhatsApp Ireland Limited, которая также является контролёром данных, несущим ответственность за информацию пользователей при использовании услуг WhatsApp. Для остальных территорий мира услуги предоставляются компанией WhatsApp LLC.

Известно, что WhatsApp и Facebook резервируют значительные суммы на возможные штрафы, связанные с обвинениями в нарушении компаниями принципов прозрачности обработки данных, нарушениями при обработке персональных данных несовершеннолетних пользователей, а также другими расследованиями.

Данная ситуация не является новой, в 2021 г. ничего не изменилось, данная бизнес-модель развивается уже несколько лет. В этой связи изменения в политике приватности от 04.01.2021 заслуживают, скорее, положительной оценки, т.к. разъясняют и раскрывают действительную деятельность компании по отношению к данным, повышая, тем самым, уровень прозрачности. Кроме того, как видно из приложения № 1, WhatsApp практически свел к минимуму различия между условиями обслуживания пользователей из ЕС и остального мира.

Однако, с маркетинговой точки зрения данный шаг оказался неудачным для компании, т.к. привлек внимание пользователей к тем фактам, на которые они до того не обращали внимание.

Согласно публикациям РБК и других информагентств, на этом информационном фоне Telegram вышел на второе место по скачиваемости в США и только за 3 дня января 2021 г. получил 25 000 000 новых пользователей, а американский мессенджер Signal (который, как утверждается, вообще не собирает никаких метаданных) вышел в лидеры скачиваемых приложений.

Более подробная информация представлена в аналитическом материале «04.01.2021 WhatsApp внес изменения в Условия использования и Политику приватности»