Кабинет заявителя
Размер шрифта:
AAA
Гарнитура:
TT
Цветовая схема:
БГЧ
Изображения:
Вкл.Выкл.
Кернинг:
Стандартный
Средний
Большой
Интервал:
Одинарный
Полуторный
Двойной
Eng

Следует ли приравнять виртуальные игровые предметы к реальному имуществу

05.12.2022

Эксперты предложили определить правовой режим внутриигрового имущества в России. Об этом говорится в новом исследовании Научно-технического центра ФГУП «ГРЧЦ», подготовленном совместно с Владиславом Архиповым, доктором юридических наук, заведующим кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ.

Авторы изучили подходы к регулированию внутриигровой собственности и обороту игровой валюты в Китае, Японии, Южной Корее, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Австралии и Беларуси и рассмотрели возможные сценарии использования имеющегося опыта контроля в отечественной игровой индустрии. При этом в ряде государств-флагманов в сфере ИТ-технологий (например, США) законодательное регулирование непосредственно игровой индустрии вовсе отсутствует.

В 2022 году игровая индустрия остается одной из самых активно развивающихся в мире и показывает значительный экономический рост. 88 млн (60%) россиян играют в видеоигры, а их годовые расходы на гейминг превышают 383 млрд рублей, по данным Организации развития видеоигровой индустрии и аналитического центра НАФИ (1 кв. 2022 года).

Сделки с игровой собственностью — это всегда высокий доход и в реальном мире, поэтому виртуальные предметы и валюта могут попадать в правовое поле. Но этому мешают некоторые обстоятельства.

Во-первых, между геймерами и игровыми компаниями давно существует укрепившаяся и ставшая привычной модель отношений. Во-вторых, сложившаяся мировая судебная практика и практика государственных органов по решению спорных ситуаций в многопользовательских играх ситуативна и не позволяет однозначно сформулировать квалификацию игровых предметов. В мире единицы государств, которые в принципе рассматривают подобные дела. А, к примеру, регулирующий орган Нидерландов отменяет принятые им же решения по регулированию игровых предметов.

Авторы исследования считают, что сначала нужно определиться с целесообразностью вмешательства в укрепившуюся модель отношений внутри индустрии в России, а также
с правовым режимом самих игр, игровых аккаунтов и игрового имущества. «Вопросы правового режима внутриигровой собственности и оборота игровой валюты в странах мира напрямую зависят от правовой системы государства, степени ее развития и статуса самих игр и игрового имущества в законах каждой страны (зачастую вовсе отсутствующий). Кроме этого, сегодня особенно популярны международные платформы (PlayStation[1], Steam), которые обеспечивают доступ к сервисам из разных государств, что также осложняет потенциальное регулирование индустрии», — прокомментировал Станислав Махортов, соавтор исследования, главный юрисконсульт в области международного права Научно-технического центра ФГУП «ГРЧЦ».

Изменение существующей модели отношений между платформой и геймером может создавать дополнительные обременения для российских игровых издателей, которые сейчас пользуются определенным юридическим иммунитетом от требований игроков (исключение составляют ситуации, где права игроков охраняются законодательством о защите прав потребителей). Поэтому один из вариантов регулирования индустрии на сегодняшний момент — это сохранение устоявшей модели. В то же время такой «принцип невмешательства» должен быть ясно обозначен, например, отражен на уровне акта высших судебных инстанций. Однако возможные новые модели игрового имущества, основанные на новых технологиях (например, NFT[2]), могут потребовать закрепления имущественного режима за игровыми предметами именно в законе.

И если такое решение будет принято, нужно определиться, на каком уровне будет осуществляться регулирование: игровой учетной записи или непосредственно игрового имущества. Во втором случае возможна квалификация игровых предметов в качестве цифровых прав согласно Гражданскому кодексу РФ.

Кроме того, Научно-технический центр ФГУП «ГРЧЦ» в своем ранее опубликованном обзоре индустрии киберспорта и гейминга в странах мира уже рекомендовал законодательным органам рассмотреть возможность регулирования объектов внутриигровых правоотношений (игрового имущества, игровой валюты, лутбокса, стриминговой платформы, доната).

Важный вопрос — квалификация игровых и стриминговых платформ в качестве организаторов распространения информации в Интернете в порядке, установленном статьей 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». По мнению авторов исследования, этот подход уже давно прямо следует из законодательства, а при правильной его реализации он может обеспечить возможность доказывания фактов возможного «хищения» внутриигрового имущества и игровой валюты и введения пользователей в заблуждение на игровых площадках.




[1] Работа PlayStation Store на территории РФ приостановлена 10 марта 2022 года: компания поддержала антироссийские санкции.


[2] NFT – «non-fungible token» (англ.) – «невзаимозаменяемый токен», вид цифрового объекта, существующего в рамках распределенного реестра (блокчейна), который по сути представляет собой уникальный цифровой объект.